ЭЛЛЮЛЬ ЖАК

ЭЛЛЮЛЬ ЖАК
(р. 1912) – французский философ, культуролог, социологи юрист, участник движения Сопротивления во время Второй мировой войны,автор концепции отказа  от  власти  техники  в  угоду  этики,  известный своими антитехнологическими взглядами. Эти идеи последовательно освещались в его книгах «Техника» (1954),  «Техническое общество» (1965), «Политические иллюзии» (1965), «Метаморфоза буржуазии» (1967), «Империя нелепости» (1980). Все работы Эллюля были посвящены анализу и изучению современного ему технического общества. Основное исследовательское кредо автора сводится к оспариванию марксовой  концепции о решающей роли способа производства в историческом  развитии общества. Центральные понятия  его  концепции –  «техника»  и«технофилософия». Технику он определяет как «совокупность рационально выработанных  методов,  обладающих  абсолютной  эффективностью  в  каждойобласти человеческой деятельности». Феномен техники он характеризует такими важными  особенностями,  как  рациональность,  артефактность,  самонаправленность, саморост, неделимость, универсальность и автономность. Эти семь признаков  являются  содержанием  техники  в  качестве  основной  господствующей формы человеческой деятельности. Техника определяет все  другие формы деятельности, всю человеческую технологию и все общественные структуры – экономику, политику, образование, здравоохранение, искусство, спорт и т.д. Технику он рассматривает как тип рациональности. Она, подменяя собой среду естественную, замещает природу техносферой (технической средой). Техника – это навязанная извне сила, данность, с которой человеку приходится считаться; она навязывает себя просто тем, что  существует. Техника как данность, как нечто самодовлеющее ведет весьма опасную и рискованную игру. В этой игре человек должен сделать ставку только на те действия, которые он предпринимает, чтобы достичь  своих  добрых  целей  и  осуществить свои  благие  намерения.  Техника призвана помочь людям построить свой дом здесь, на Земле, но превращается вугрозу человечества. Эллюль выдвигает концепцию противодействия технике в виде этических императивов.  Эта концепция практически основывается на прямом и полном отрицании «технологического императива». Этика отказа от властитехники требует не просто ограничения указанного императива, а полного его отрицания. Исходным принципом этой этической концепции является идея самоограничения  человека:  люди  должны  договариваться  между  собой,  не  делать всего того, что они вообще в состоянии технически осуществить. Эту установкуможно назвать «антитехнологическим императивом», она становится и актуальной,  и  судьбоносной, так как  на  фоне непомерного усиления  власти  техники приходит убеждение в полном отсутствии внешних сил, способных противостоять технике и активно противодействовать ее всевластию. Однако реальной альтернативы технике всё же не существует, поэтому приходится с ней «уживаться». В этих условиях остается одно: следовать этике отказа от власти техники. Такаяэтика требует не только самоограничения, но и отказа от техники, разрушающей личность.  Для этого, по  мнению Эллюля, необходима революция: только она сможет обратить технику из фактора порабощения человека в фактор его освобождения. Философ называет эту революцию «политико-технической» – это своеобразная утопическая модель  развития современного западного общества, которая  предполагает  решение  пяти  проблем:  1)  оказание  безвозмездной  помощистранам «третьего мира»; 2) отказ от применения силы, в «какой бы то ни было форме и ликвидация  «централизованное бюрократическое государство»; 3) развертывание  способностей  и  диверсификации  занятий,  расцвет  национальных дарований, признание всех  автономий, создание свободной и достойной жизни малым народам; 4) сокращение рабочего времени, замены  35-часовой рабочей недели двухчасовой ежедневной работой; 5) критерием прогресса считать количество «сэкономленного» человеком времени, оплату труда вести не деньгами, а путём  продуктообмена,  причем  независимо  от  количества  вложенного  труда. Целью «политико-технической» революции признается не захват власти, а реализация позитивных потенций современной техники, ориентированных на полное освобождение человека.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. . 2010.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЭЛЛЮЛЬ ЖАК" в других словарях:

  • ЭЛЛЮЛЬ —         (Ellul) Жак (р. 1912) франц. социолог и культуролог, юрист по образованию, участвовал в движении Сопротивления во Франции, в последнее десятилетие проф. ун та г. Бордо. У Э. нет спец. работ, посвященных теории культуры. Сфера его… …   Энциклопедия культурологии

  • ЭЛЛЮЛЬ — (Ellul) Жак (р. 1912) фр. философ, социолог и юрист, участник движения Сопротивления во время Второй мировой войны. Как представитель философии техники, Э. известен своими антитехнологическими взглядами, которые представлены в его основных… …   Философская энциклопедия

  • ЭЛЛЮЛЬ — (Ellul) Жак (06.01.1912, Бордо) франц. социолог, юрист по образованию, участвовал в движении Сопротивления во Франции, в последнее десятилетие проф. университета в г. Бордо. В своих работах затрагивает различные социологические темы проблемы… …   Энциклопедия социологии

  • ЭЛЛЮЛЬ — (Ellul) Жак (1912 1994) французский философ и социолог, профессор университета в Бордо. Основные сочинения: «Введение в предмет церковных реформ» (1943), «История организаций» (тт. 1 2, 1955 1956), «Техника» (1962), «Пропаганда» (1962),… …   Новейший философский словарь

  • ЭЛЛЮЛЬ (ELLUL) Жак — (1912 1994) французский философ и социолог, профессор университета в Бордо. Основные сочинения: Введение в предмет церковных реформ (1943); История организаций (тт. 1 2, 1955 1956); Техника (1962); Пропаганда (1965); Политическая иллюзия (1965);… …   Социология: Энциклопедия

  • Список философов —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не ус …   Википедия

  • Философия техники — Философия техники  исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877)[1]. В 1898… …   Википедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • Христианский анархизм — Христианских анархистов объединяет неприятие оправдания власти человека над человеком, эксплуатации, насилия, а также стремление к преодолению этих явлений среди людей. Христианские анархисты считают, что в учении Иисуса Христа свобода получила… …   Википедия

  • Бибихин, Владимир Вениаминович — Владимир Бибихин Имя при рождении: Владимир Вениаминович Бибихин Дата рождения: 29 августа 1938(1938 08 29) Место рождения: Бежецк, РСФСР, СССР Дата смерти …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»